Достопримечательности Турции – монастырь Хора

Монастырь Хора является одним из самых трогательных памятников архитектуры и искусства в Турции. Подробно описывается история строительства, развития и жизни монастыря, дается краткая оценка его культурного значения. Приводится краткая информация о достопримечательностях рядом с монастырем, и о том как до него добраться.

Общая информация о монастыре Хора

Памятник Всемирного наследия – монастырь Хора один из наиболее сохранившихся памятников архитектуры византийского периода. Монастырь Хора представляет собой архитектурный ансамбль, к сожалению, до наших дней в наиболее сохранившемся виде дошла Церковь Христа Спасителя в Полях. Монастырь Хора расположен в Стамбуле, столице Турции. Открыта для посещения туристами в 1948 году как музей Карие. Церковь украшена фресками и мозаиками, отражающими преданность античным традициям. Один из важнейших памятников византийского искусства.

История монастыря Хора

Монастырь Хора первоначально был построен вне городских стен Константинополя, отсюда и его название. Постройка велась в южной части, вдоль Влахернского участка городской стены. Достоверно неизвестно задумывался ли он как небольшой храм или часовня. Находился за стенами Константинополя вплоть до 413 года. Первое историческое упоминание о монастыре Хора датируется концом IV, началом V веков. В начале V века в церковь перевозят мощи Св. Вавилы., о чем в своих трудах упоминает Симеон Метефраст.

Церковь пользуется особой популярностью у знатных особо того времени, в нем монашествуют родственники императоров. Конечно, при столь сильных покровителях церковь получает финансовую поддержку и процветает.

Землетрясение в 557 году разрушает монастырь, тем не менее, его отстраивают заново. Возводятся параклезии в честь Архангела Михаила, Сорока Севастийских мучеников и Св. Анфимия. Дополнительно строиться церковь Девы Марии. Сам монастырь заметно расширяется – возводится приют для бездомных, больница для убогих и престарелых, кельи становятся более просторными, строятся бани.

В 610 году император Фоки проходит обряд пострига в монастырь. Умерший в 612 году, бывший узурпатор успел за 2 года сделать очень много для развития обители. Не только для Фоки монастырь стал последним прибежищем. Бывший патриарх Св. Кирилл был изгнан и местом его заключения стал монастырь Хора. Многих Константинопольских патриархов в монастыре хоронили.

В середине 8 века монастырь Хора опять значительно страдает в результате землетрясения, но его снова полностью восстанавливают.

Один из величайших умов того времени Михаил Синикел, всю жизнь боровшийся с иконоборчеством в империи, становится игуменом монастыря Хора, и в последствии хоронится в нем.

Достоверно не известно, что происходит с монастырем до 1081 года. Пришедшая к власти императорская династия, древний аристократический род Комнинов начинает восстановление монастыря из руин. Монастырь не только восстанавливается, его перестраивают. Руководит работами и покровительствует монастырю Мария Дукена, родственница императора Алексия I.После ее смерти работы по реставрации продолжает Иссак Комнин, сын императора.

13 апреля 1204 года случается событие, значение которого на века оставило свои последствия для средневековой Европы. Константинополь, осаждаемый войсками крестоносцев пал. На фоне массовых убийств православных греков монастырь Хора грабят. Мощи святых вывозятся, сам монастырь оскверняется.

И только в после освобождения города, практически через шестьдесят лет монастырь Хора начинают восстанавливать. Однако империя слишком ослаблена, и активные работы по реконструкции монастыря не предпринимаются.

Проходит сто лет. Великий логофет Феодор Метохит начинает оказывать покровительство монастырю Хора. Церковь перестраивается полностью, от ранних построек остаётся лишь средняя часть.

Монастырь задумывается как постройка, состоящая из отдельных кубов. Три малых купола располагаются ассиметрично главному, перестраивается северная часть, возводится удлиненный неф с юга. Интерьер главного храма приобретает крестообразную конструкцию. Практически в этом виде мы может любоваться монастырем Хора сегодня.

Именно в это время интерьер монастыря украшается его великолепными мозаиками и фресками.

В 1453 году Константинополь захватывается турками. Турки монастырь не разрушают, а через 50 лет, заштукатурив фрески и мозаики с ликами православных святых, превращают монастырь Хора в мечеть Карие Джами.

Только в середине 20 века Карие Джами реставрируется, в самом центре исламского государства открывается музей Карие – яркий пример искусства и православия византийского периода.

Культурное значение монастыря Хора

Как было сказано ранее, в эпоху восстановления монастыря Феодором Метохитом в его убранстве появились великолепные по исполнению и бесценные по своей художественной ценности фрески и мозаики. Именно они являются образцом так называемого палеологовского возрождения – последнего в истории Византии взлета культуры и искусства этой некогда великой империи.

Практически весь цикл фресок и мозаик монастыря посвящен жизни и описанию Иисуса Христа и Богоматери. Вот некоторые шедевры византийских художников.

Мозаика «Сон Иосифа и бегство в Египет». Мозаика экзонартекса церкви монастыря. Сюжет повествует о бегстве Иосифа, Марии и новорожденного Иисуса в Египет от иудейского царя Ирода.

Фреска «Сошествие в ад». Роспись пареклесия церкви. Классика византийской иконописи.

Мозаика «Рождество». Экзонартекс церкви. Фреска иллюстрирует историю появления на свет Спасителя.

Мозаика «Богоматерь с пророками». Нартекс церкви. Лик Богоматери и Иисуса выполнен в каноническом стиле иконописи Византии.

Описывать фрески и мозаики монастыря Хора можно бесконечно. Культурное значение росписи монастыря Хора имеет значение не только для историков или искусствоведов. Каждый желающий может насладиться этими прекрасными произведениями искусства.

Можно не знать терминов и определений, но видя лики святых и картины из Библии, наблюдая золотистые, светло коричневые, лазурные, зеленые краски, которые наполняют картину, и освещение, которое как будто придает ей объем, многих охватит чувство настоящего благоговения.

Текущее состояние монастыря Хора

В данное время музей находится в прекрасном состоянии, и открыт для посещения туристами. Несмотря на небольшие размеры, монастырь Хора привлекает огромное число гостей столицы ежедневно. Для сохранности фресок музей не отапливается, поэтому если вы путешествуете по Турции зимой — оденьтесь тепло. В музее есть возможность совершить самостоятельную экскурсию с аудиогидом.

Будьте внимательны – в переводе с греческого название монастыря Хора и сохранившейся церкви звучит как «Церковь Христа Спасителя», но решив посетить монастырь, вы должны искать музей «Карие».

Конечно, для наибольшего удобства в первое посещение имеет смысл присоединиться к групповой экскурсии с русскоязычным гидом.

Местонахождение монастыря Хора, достопримечательности рядом

Монастырь Хора находиться далеко от центра Стамбула, рядом с воротами Эдирнекапы. Рядом руины Влахернского дворца. Желательно не совмещать поездку в монастырь Хора с какими любо другими экскурсиями. Если у вас остались силы и желание, то в шаговой доступности находятся монастырь Богородицы Паммакаристы и Церковь Марии Монгольской. Через дорогу от монастыря расположен один из уникальных турецких ресторанов.

Как добраться до монастыря Хора

Быстрее и проще всего вызвать такси. Таксисту нужно сказать музей «Карие», и он доставит вас до места.

Если вы желаете попутешествовать по Стамбулу — езжайте на автобусе. Если вы едете из Султанахмета — доедете до остановки «Баязит», пересядьте на 38 автобус, при входе скажите водителю, куда вам нужно, он подскажет, где вам выйти. Остановка «Vefa Stadi».

Обязательно возьмите с собой карту, в этом районе легко заблудиться.

Подъезды к музею оснащены специальными стрелками — указателями. Двигайтесь строго по ним.

Заключение

Много раз монастырь разрушали землетрясения – однако его восстанавливали. Крестоносцы его оскверняли и грабили – он восстал. Великие императоры и лучшие умы древности принимали участие в строительстве и реконструкции этого уникального памятника.

Турки заштукатурили лики святых – ведь даже у них, носителей совершенно другой культуры и религии не поднялась рука разрушить эту красоту.

Библейские картины помогут посетителя монастыря задуматься о неотъемлемой составляющей жизни любого цивилизованного человека – о духовности. И о том, что много веков назад именно Люди сумели так изобразить Бога.

Both comments and pings are currently closed.

Comments are closed.