В Укрaинe мнoгo крaсивыx мeст, имeющиx истoрикo-культурный пoтeнциaл. Всe oни aприoри зaинтeрeсoвaны в притoкe туристoв. Нo пoчeму oдни дeстинaции пoсeщaeмы, a другиe, мягкo гoвoря, внимaниeм нe избaлoвaны? Причин, пo бoльшoму счeту, двe: нeт зaвлeкaтeльнoй «фишки» или жe oнa есть, но… Я имею в виду способность органов власти, в частности, туристической администрации, актива общественности эту самую «фишку» продать. Достигается желаемое разными путями, один из них – реклама.
Позиционирование «нашего городка» в пригласительных бигбордах на дорогах, указательные таблички на поворотах к достопримечательностям, публикации в СМИ, передачи на телеканалах, разгон информации в блогах и социальных сетях. Среднестатистичный вася петренко когда-нибудь «споткнется» на такой озвучке и подумает: а почему меня там до сих пор «не стояло»? И скомандует: «Галю, збирай дітей, ми їдемо».
Тур в Житомир для столичных масс-медиа, участником котрого я стала, оказался новинкой для «Новостей турбизнеса» за 14 лет работы. Да и коллеги из других зданий подверглись организованному мероприятию впервые. Так, был кто-то когда-то из нас в Житомире самотеком или проездом, но впечатления о городе не составил, с читателями не поделился. И то, что собрали журналистов, привезли, рассказали, показали, свидетельствует о том, что в городе обозначились силы, заинтересованные в разгоне информации о его туристических приоритетах.
Приоритет первый и безусловный. Житомир – "космический" город, родина Сергея Павловича Королева, Генерального конструктора ракетно-космической промышленности СССР. Два музея: Дом-музей, в котором родился и жил свои первые годы выдающийся человек, и Музей космонавтики его имени. О впечатлениях от их посещений я написала о в предыдущей публикации и, подобно Почтальону Печкину, считаю, что здесь должен побывать каждый. В целях повышения образованности. К тому же, удовольствия от увиденного никто не отменял. Будь ты хоть преклонных годов, хоть недорослем. Экспонаты смотреть интересно, от них как бы пропитываешься духом космоса. К сожалению, «привязка» космического духа к городу в целом, не прослеживается. Не тянет Житомир на «космический» бренд даже отдаленно. Я не о недостатках городского хозяйства, если что. Профессионалы меня поймут. Космически-тематический город на каждом углу должен подавать знаки туристу: «Ау, вы в другом измерении, вы в космосе!» Это, прежде всего, малые архитектурные формы с намеком на космические корабли (вариантов множество), «вселенские» муралы на серых бетонных домах советской постройки, созданные стрит-артерами. Лучше, чтоб соблюдался символ движения — рисунок с одного здания перетекает на другое. Нужны space- инсталляции под открытым небом: на площадях, перед учреждениями, в парке им. Ю. Гагарина в довесок к галерее сказочных деревянных скульптур и др. популярных местах отдыха. Тем паче, что огромный парк – практически пустой. Стоит ли сомневаться, что, как горожане, так и туристы на эти арт-объекты будут ходить специально, фотаться и выкладывать снимки в соцсетях. Тему можно развивать дальше, например, устраивать силами самодеятельных коллективов в определенные дни и часы возле space-объектов небольшие перформансы, обыгрывая тему исследования космоса. Это тот случай, когда «уходящие в небо» искусство будет дополнительной изюминкой общего бренда города.
Конечно, «космические островки» в городе имеются и сейчас, но они скудны и не делают общей картины. Кафе-паб «Королев», печенье «Космическое», прямоугольные плоские пряники, покрытые глазурью с изображением корабля «Восток»… Допускаю, что в продаже есть и другие сувениры, но это тот случай, когда сервис слишком уж ненавязчивый. А в идеале: подойти бы к сувенирноному киоску, и чтоб глаза разбежались от «еды» космонавтов», разнообразия «неземных» кружек и других орбитальных мелочей. Акцентирую внимание на своей подсказке: в нынешних реалиях город Житомир «космическим» заявлен декларативно, там космосом не «пахнет». Выражаясь научно, город не имеет визуально брендированных признаков.
Приоритет второй – природно привлекательный. Житомир – клондайк для занятий активными видами туризма, в т.ч. на воде. Вторая ниша, в которую Житомиру надо ломиться, а вломившись, освоиться там всерьез и надолго, ставка на природную «фишку». По области протекает река Тетерев. Этот правый приток Днепра, впадающий в Киевское водохранилище возле села Сухолучье, становится спокойной равнинной артерией ближе к столице, а выше по течению она обрамлена скалистыми берегами. Именно на территории города Житомира скалы различных кристаллических пород достигают значительной высоты, образуя живописные ущелья с отвесными стенами. Ниспадающий с небольшой плотины речной поток на фоне облесенных скал наиболее эффектно смотрятся на закате. Смотровые площадки – возвышенность вокруг Монумента Славы, а также подвесной пешеходный мост высотой 45 метров в парке имени Гагарина. К слову, сам мост заслуживает отдельного рассказа, сейчас просто поверьте, что он своеобразен и удачно вписывается в окружающий ландшафт. С него прыгают роуп-джампингисты, высота 16-этажного дома позволяет «улететь».
Но ни одной красоты ради… Парк вместе с Гидропарком, который находится выше по течению, это рекреационная зона. Она находится в коммунальной собственности и доступна для всех. Есть все предпосылки для экстрима. Причем, водный сезон можно открывать уже в апреле. Именно тогда, по высокой воде, Тетерев, типично байдарковская река с порогами и перекатами, позволяет дефилировать 4-местному катамарану. Помимо порогов и перекатов в Тетереве достаточно много искусственных преград в виде мостов и плотин. А по берегам — песчаные пляжи, места для отдыха и купания в летний сезон. Еще одна особенность – то тут, то там повсеместные следы деятельности бобров, надгрызенные и поваленные ими деревья. Зверьков даже можно увидеть. Это я к тому, что существуют замечательные варианты водного похода в формате тура выходного дня. Не только для заядлых байдарочников-экстремистов, а для массового туриста, в частности, семей с детьми, которые смогут реализовать здесь свою спортивную активность. Иными словами, уникальная, богатая зеленью природная инфраструктура Житомира, имеет все основания обзавестись массовыми почитателями из числа жителей столичного региона. Ведь «заброска» в эти края – легкая и не временнозатратная. Не поездка на Южный Буг. Развитие сегмента активного водного и спортивного туризма, давно уже бередит умы наиболее активной части городского общества. И органы власти, и неравнодушные люди пытаются расширить эту нишу и сделать ее одной из основополагающих факторов привлечения туристов в город. Но в том-то и дело, что всего лишь пытаются. Я посмотрела местные публикации по этой теме и обнаружила, что заявленное в 2010 году остается актуальным и сейчас. К примеру, создание пешеходно-велосипедного маршрута от парка культуры к Монументу Славы, или строительство базы водных видов спорта, призванной стать ячейкой спортивного туризма. А без расходов городского бюджета ни водные виды спорта, ни другие варианты активного отдыха не дадут массового признания. Хотя, повторюсь, предпосылки для популярности здешних мест есть. В Житомир заезжают даже велотуристы из Германии, Польши, Беларуси и путешествуют по области. Ведь посмотреть есть что.
Подытоживаю. Для перехода на массовый уровень активного туризма по большому счету, необходимо: построить спортивно-инфраструктурные объекты, в том числе кемпинги, обустроить велодорожки + парковки, туристические тропы, открыть прокат туристической снаряжения, расширить перечень развлечений на воде, информировать потенциальных туристов из других регионов о возможностях и позитивных изменениях. Таков путь к повышению конкурентоспособности туристической продукта. А ситуация с его востребованностью благоприятная. В масштабах страны наблюдается тенденция всплеска интереса к внутреннему туризму.
Окончание следует