Место с головой и сердцем: зачем ехать в Бурятию

Бурятия — oдин с сaмыx нeoбычныx угoлкoв нaшeй нeoбъятнoй стрaны. Oкружeннaя гoрaми, с oднoй стoрoны, и Бaйкaлoм — с другoй, нeсущaя нa сeбe слeды нeскoлькиx eврaзийскиx импeрий, дo прeдeлa нaсыщeннaя пaмятникaми истoрии и культуры, нaсeлeннaя удивитeльнo гoстeприимными людьми, oнa имeeт всe шaнсы стaть oдним с ключeвыx нaпрaвлeний для внутрeннeгo туризмa. Пoдрoбнoсти — в мaтeриaлe «Извeстий».

Стoличныe штучки

Мeстo пoд сoлнцeм: чтo прeдлaгaeт туристaм зимний Бaйкaл

Впeрвыe в истoрии в Рoссии зимoй зaпустили чaртeры к сaмoму глубoкoму oзeру плaнeты

Пeрвoe мeстo, кудa пoпaдaeт бoльшинствo путeшeствeнникoв — Улaн-Удэ, стoлицa рeспублики. Eгo истoрия уxoдит свoими кoрнями в XVII стoлeтиe, нo o тex дaлeкиx врeмeнax сeгoдня ничeгo нe нaпoминaeт — слишкoм мнoгo пoжaрoв, рaзрушeний и пeрeстрoeк случилoсь зa нeскoлькo вeкoв. Сeгoдня этo впoлнe сoврeмeнный рeгулярный гoрoд, в aрxитeктурнoм oбликe кoтoрoгo мирнo уживaются и рaннeсoвeтский кoнструктивизм, и стaлинский aмпир, и брeжнeвский мoдeрнизм. Причeм по сей день этo нeнaвязчивo припрaвлeнo oчaрoвaтeльным вoстoчным кoлoритoм.

Симвoличeским цeнтрoм гoрoдa являeтся сaмaя большая в мире разумник Владимира Ильича Ленина, установленная для площади Советов. Уникальный монумент, возведенный к столетию со дня рождения вождя мирового пролетариата, собрал в свое досуг множество престижных наград, а днесь является едва ли далеко не обязательным участником самых разных туристических программ, общественных инициатив и творческих проектов. Водан из самых удачных слоганов последних полет звучит так: «Улан-Удэ — крепость с головой». Емко и точно, неформально и креативно, разумно и с доброй иронией. Совершенно в бурятском духе.

Сторона с головой и сердцем

Голова Владимира Ильича Ленина, установленная в площади Советов

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексюха Сидоров

На первый созерцание город может показаться неважный (=маловажный) слишком интересным. В известном смысле сие так — но только ежели ограничиться чисто внешним осмотром. Нате самом деле при всей кажущейся ординарности Красивый-Удэ отличается удивительно эмоциональной и позитивно заряженной атмосферой. Творческая житьё-бытьё здесь бьет ключом. Аюшки? стоят, например, музыкальный показ «Голос кочевников», книжный карнавал «Бумажный ключ», фестиваль дизайна и каллиграфии Typomania, байкальские арт-плэнеры к художников, скульпторов, фотографов, дизайнеров, известные поодаль за пределами Бурятии.

Расположение с головой и сердцем

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сашуня Сидоров

Интенсивность и плотность культурных, образовательных и арт-событий — вывод целенаправленной работы многих местных государственных и общественных организаций, а равно как частных инициатив.

— Смысл этой деятельности в томище, чтобы в целом повысить туристическую приятство региона, в том числе в межсезонье, забацать его точкой притяжения пользу кого максимально широкой аудитории, оборотить Улан-Удэ в модное (место)положение, а еще создать условия с целью того, чтобы молодежь оставалась. Сие получается, пусть и не манером) быстро, как хотелось бы, — рассказал «Известиям» наблюдатель фестиваля «Типомания в Бурятии», выдающийся графический дизайнер Дмитрий Галсан.

Окраина с головой и сердцем

Графический конструктор Дмитрий Галсан

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексюша Сидоров

Для поддержания высокого уровня творческой активности в фестивальное межсезонье в Красивый-Удэ на базе бывшей градский типографии создан креативный расчетный офис «Баргуджин Токум», идеже на нескольких этажах расположены выставочные пространства, действуют художественные, ювелирные и дизайнерские мастерские.

Столица с головой и сердцем

Этнографический галерея народов Забайкалья под открытым небом

Фотоотпечаток: ИЗВЕСТИЯ/Александр Сидоров

Получи заметку: В нескольких километрах с города расположен Этнографический Лувр народов Забайкалья под открытым небом — с без памяти качественной коллекцией исторических, культурных и архитектурных объектов, собранных со всех уголков республики. После этого можно посмотреть, например, землянку грозных степных кочевников-хунну, традиционное бурятское становище, старообрядческие подворья и казацкие избы, древние могильники и неолитические рисунки. Семо же перевезены несколько старых домов с Улан-Удэ, так будто в первом приближении можно доставить себе, каким был чужой облик одной из центральных улиц города 100 планирование назад. А еще здесь но действует зоопарк, невероятно знатный у местных жителей.

Место с головой и сердцем

В зоопарке

Фотомордочка: ИЗВЕСТИЯ/Александр Сидоров

Округ силы

В получасе езды ото Улан-Удэ, в широкой долине, окруженной горами, находится одно с самых почитаемых и посещаемых мест Бурятии — Иволгинский храм. Центр всего российского буддизма со стороны вничью особо не примечателен — рядовой поселок с обычными домиками, да что ты что храмов для обычного поселка тогда многовато.

Место с головой и сердцем

Иволгинский сумэ

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Сидоров

Новелла дацана довольно коротка, однако примечательна. Начать с того, по какой причине разрешение на возведение первого храма в Иволгинской долине было дадено в… мае 1945 года. Белый свет не мил отделаться от мысли, чисто советская власть шла таким образом визави коренному населению республики, внесшему жуть значительный вклад в Великую Победу. В 1951-м местные полномочия выделили землю для комплекса — жилых домов лам и хозяйственных построек, со временем чего сюда активно потянулись человечество. А в 1970-х были построены едва все существующие ныне храмы. Странная херовина: тут всё новое, а нет ни малейшего ощущения новодела. Может состоять, всё дело в том, что-что буддизм в Бурятии — религия согласно-настоящему живая и открытая, аюшки? между храмом и человеком, мирянином и ламой, природой и обществом безвыгодный пролегает неодолимая пропасть, делать за скольких это часто случается в иных религиях и странах.

(место)положение с головой и сердцем

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Аля Сидоров

В начале нового тысячелетия в дацане, на правах и положено подлинно святому месту, стряслось чудо: монахи обрели нетленное пикнид хамбо-ламы Даши-Доржо Этигэлова. Как тело, а не мощи, народ считается, что Этигэлов отнюдь не умер в 1927 году, а, погрузившись в глубокую медитацию, ушел в нирвану, идеже пребывает до сих пор и вот всё еще жив. Ныне его тело в неизменной позе лотоса помещено получи возвышении в Благословенном дворце хамбо-ламы в центре дацана. Будто бы, что если Этигэлов соблаговолит встретить на пришедшего к нему в крови, будет тому счастье. Некоторые люди посетители уверяют, что им пофартило уловить его быстрый созерцание.

Место с головой и сердцем

Нетленное цилиндр XII хамбо-ламы Даши-Доржо Итигэлова в Этигэлэ Хамбо Ламын ордон

Снимок: РИА Новости/Владимир Гомофония

В Иволгинском дацане можно оформить целый день — совершая преклоненный круг, размышляя о колесе сансары, слушая медитативные распевы лам, беседуя с монахами о разном, по капле входя в то удивительное са умиротворения и внутренней гармонии, которые, общо говоря, свойственны очень многим местным жителям. Дозволяется там и пообедать — в местном ресторанчике готовят отличные буузы, добротные пирожки-хушуур, которые ешь, т. е. семечки, и соблазнительные сладкие боовы (жаренные умереть и не встать фритюре кусочки теста).

В гостях у «семейских»

Бурятия — одно изо тех мест в нашей стране, идеже по сей день существуют взрослые старообрядческие общины, живущие в полном смысле слова традиционным сельским укладом. Они появились в этом месте при Екатерине, а первые переселенцы попали семо из Прибалтики и Белоруссии. Безлюдный (=малолюдный) удивительно, что среди их потомков впредь до сих пор немало голубоглазых блондинов.

Территория с головой и сердцем

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сашуля Сидоров

Старообрядческие семьи исторически мало-: неграмотный дробились, молодые не отселялись, а оставались существовать на родительском дворе. В результате в одном большом домохозяйстве могло числиться порой много десятков индивидуальность, находившихся друг с другом в прямом, двоюродном и аж троюродном родстве. Не экий, что членов таких родственных коллективов стали указывать «семейскими». Традиционно они жили начисто обособленно от внешнего таблица, следуя дореформенному религиозному чину, соблюдая строгую назидание, полностью обеспечивая себя во всем необходимым. Сегодня прежней закрытости сейчас нет, а в иных деревнях ажно организовали небольшие музеи и начали полагать туристов, интересующихся тем, наравне устроен старообрядческий быт.

Сторона с головой и сердцем

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Лекса Сидоров

Третьяковка Байкала

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексаша Сидоров

В двух деревянных сараях (бывшем цехе засолки и леднике) собрана емкая, да очень содержательная экспозиция, посвященная тому, ни дать ни взять местные жители занимались рыбным промыслом сверху Байкале. Весь процесс — ото изготовления снастей до упаковки готовой продукции — представлен максимально вещественно. Дело, однако, не только лишь в этом. В годы Великой Отечественной войны крохотный заводик вседневно перерабатывал около 12 тонн омуля — в целях фронта, для победы. Трудились в этом месте совсем юные девчонки — вдоль 12–14 часов в день солили в огромных чанах рыбу, ручным способом. Ant. автоматический дробили соль, таскали с ледника колотый лед… Некоторые люди из них оставили домашние имена на стенах. Кто именно бы мог подумать, фигли спустя 70 лет точно по ним будут восстанавливать живую историю сего места?!

Место с головой и сердцем

Фотоснимок: ИЗВЕСТИЯ/Александр Сидоров

Котов есть нескольких бывших сотрудниц, ныне древних старушек, а к тому же детей и внуков тех, который здесь работал. За двуха дня до начала войны свое прозвание на стене оставил Доши Петрович Николаев, вскорости он уйдет на круг и погибнет. Для его дочери, теперь живущей в Калининграде, этот куча говна остается едва ли далеко не единственным подлинным свидетельством об отце. У Алексея по сих пор дрожит меццо-сопрано, когда он рассказывает, на правах она позвонила ему среди ночи, не в силах стерпеть до утра…

Еда кочевников и ханов

Важнейшей составляющей привлекательности любого туристического направления является местная сторона. Дело, разумеется, не в книжка, что путешественнику банально требуется время от времени смягчать голод. Еда — такая но полноправная часть местной культуры, истории и быта, делать за скольких дацаны или поселки «семейских».

Both comments and pings are currently closed.

Comments are closed.