Зaпущeнный 15 oктября нoвый мaршрут #1195 aвтoбусoв «Aэрoэкспрeссa» в aэрoпoрт Шeрeмeтьeвo oт стaнции мeтрo «Xoвринo» пo плaтнoй трaссe М-11 пoкa рaбoтaeт крaйнe нeнaдeжнo. Нa линии рaбoтaют всeгo три aвтoбусa, a интервалы движения могут превышать 35 минут, обнаружил соб.корр. Travel.ru во время полуторачасовых наблюдений у терминала Шереметьево-1 (В) утром 17 октября.
За полтора часа с 8.45 до 10.15 удалось зафиксировать всего четыре прибытия автобусов из города — в 9.20, 9.35, 9.40 и 10.10. При этом первый и последний из этих рейсов выполнял один и тот же автобус, из чего следует что на линии их было всего три (напомним, что в соцсетях «Аэроэкспресс» публиковал фотографию с 8 автобусами, стоящими в автопарке).
Отправлений из Шереметьево было зафиксировано пять — в 8.47, 9.23, 9.40, 9.52 и 10.12. Таким образом, автобусы движутся крайне неравномерно, с интервалами в разных случаях от 5 до более чем 35 минут — вместо рекламируемых 15 минут. Водители объясняют происходящее утренними пробками на въезде в Ховрино (на подъезде к самому Шереметьево заторы были в это утро невелики и рейсы из города вполне укладывались в заявленные 20 минут в пути). Но в реальности причина ненадежной работы — малое число автобусов на линии и полное отсутствие резервных машин на конечных на случай пробок.
Дополнительное серьезное неудобство — полное отсутствие какого-либо четкого расписания (к примеру, отправления в 00, 15, 30, 45 минут каждого часа). Вместо этого водители сами определяют время отправления, стараясь по возможности соблюдать интервал в 15 минут, но получается это далеко не всегда. Таким образом, пассажир, приехав к метро «Ховрино», никогда не может знать — уедет ли он в аэропорт через минуту или более, чем через полчаса.
На маршруте работают стандартные трехдверные городские автобусы ЛИАЗ 5292 с 28 сидячими местами. На рейсах из города большинство мест заполнено, тогда как из аэропорта спрос пока невелик. Возможно, что о новом маршруте пока слышали в основном москвичи, а приезжие с ним незнакомы и рекламы в аэропорту недостаточно.
Автобусы останавливаются в первой линии, примерно в 15 метрах от входа в терминал Шереметьево-1 (В), обслуживающий большинство внутренних рейсов «Аэрофлота». Другие терминалы он не обслуживает — несмотря даже на то, что проезжает в непосредственной близости от них и от терминала «Аэроэкспресса» по дороге из аэропорта в город.
Для размещения багажа в автобусах сооружена стойка с полкой напротив центральной двери. Она может вместить примерно с полдюжины чемоданов или иных сумок. Кроме того, у центральной площадки есть и примерно такое же по площади место для багажа на полу.
Стоимость проезда — 150 рублей, багаж бесплатен. Интересно, что в каждом автобусе ездит собственный кондуктор. Это, вероятно, ускоряет процесс посадки в автобус и разгружает водителя, но и увеличивает расходы на маршрут.
Маршрут работает всего 13,5 часов в день — с 7.30 до 21.00. Урезанный график движения означает, что автобус-экспресс будет недоступен примерно трети пассажиров терминала Шереметьево-1 (В). Из приблизительно двух сотен ежедневно вылетающих оттуда рейсов около 70 приходятся на время, не обслуживаемое новым маршрутом. Такая же пропорция наблюдается и на прилет. Причины столь ограниченного времени движения маршрута неизвестны — по логике, он должен был бы курсировать все время, когда работает метро.
С этим маршрутом имеется и множество других странностей. «Аэроэкспресс» стал единственным участником конкурса, проводившегося мэрией Москвы на этот маршрут. При этом в протоколе об итогах вскрытия конвертов утверждается, что извещение о конкурсе было опубликовано на сайте столичного департамента транспорта 17 июля, и в тот же день в 14 часов «Аэроэкспресс» подал заявку на участие. Подготовить документы на подобный конкурс за полдня, не зная о нем заранее, представляется крайне затруднительным, если вообще возможным. Извещение о конкурсе на сайте обнаружить не удалось и неизвестно, знали ли о нем другие участники рынка.
Любой независимый автобусный оператор, если дать ему право выбора, постарался бы в первую очередь обслужить ближние к метро южные терминалы (Шереметьево-2 (F), E, 3 (D)), имеющие больший совокупный пассажиропоток. А вот с точки зрения «Аэроэкспресса» логично обслуживать автобусами как раз дальний терминал Шереметьево-1 (В) — единственный, в пешей доступности от которого нет станции поездов «Аэроэкспресса», чтобы уменьшить конкуренцию с собственными поездами. Таким образом, можно предположить, что маршрут 1195 изначально планировался с учетом интересов «Аэроэкспресса». Напомним, что нынешний руководитель московского дептранса Максим Ликсутов в прошлом был гендиректором и совладельцем «Аэроэкспресса».
Решение запустить автобус 1195 только до терминала Шереметьево-1 (В) может дополнительно увеличить нагрузку на и так часто переполненный подземный межтерминальный шаттл. Для части пассажиров комбинация автобуса и шаттла окажется наиболее привлекательным вариантом поездки в южные терминалы аэропорта, несмотря на солидный крюк.
С точки зрения пассажиров, идеальным решением был бы запуск сразу двух маршрутов от Ховрино — до северных и южных терминалов соответственно. Либо, на худой конец, пока только одной линии до южных терминалов с наибольшим пассажиропотоком. Московские власти, однако, выбрали третий и самый худший вариант, который учитывает интересы «Аэроэкспресса», а не пассажиров. По сути, выбранное решение просто торпедирует возможность запуска, в том числе в будущем, нормального и удобного экспресс-маршрута в Шереметьево и обеспечивает лишь гарантию доходности шереметьевского направления для поездов «Аэроэкспресса».
Автор: Юрий Плохотниченко