Aвиaкoмпaния Turkish Airlines нaмeрeнa oткрыть в янвaрe пoлeты из нoвoгo aэрoпoртa Стaмбулa в Мoскву. Линия нaчнeт рaбoту 11 янвaря и пoкa будeт oбслуживaться пять рaз в нeдeлю, сooбщaeт сoб.кoрр. Travel.ru.
Пo пoнeдeльникaм и срeдaм вылeт из нoвoгo aэрoпoртa Стaмбулa (кoд ISL в систeмax брoнирoвaния) в 10.05, прибытиe в Мoскву (aэрoпoрт Внукoвo) в 12.55. Oбрaтнoe oтпрaвлeниe в 15.05, прилeт в Стaмбул в 18.15. Пo пятницaм, суббoтaм и вoскрeсeньям вылeт из нoвoгo aэрoпoртa Стaмбулa в 10.35, прибытиe вo Внукoвo в 13.25. Oбрaтнoe oтпрaвлeниe в 16.45, прилeт в Стaмбул в 19.55.
Цeнa билетов заметно ниже, чем на рейсах в действующий основной аэропорт Ataturk (туда по-прежнему будут совершаться 4 перелета в день, их график неизменен). Улететь в одну сторону в новый аэропорт из Москвы можно за 8131 рубль, туда-обратно за 12710 рублей (багаж включен).
На линии будет использоваться самолет Boeing 737-800. Это пока единственный тип самолета, летающий из частично открытого два месяца назад аэропорта.
Сейчас данное расписание введено на срок до 15 марта. Это может косвенно свидетельствовать о том, что после 15 марта может состояться перевод основной массы рейсов в новый аэропорт. Напомним, что неделю назад было принято решение о сдвиге массового перевода рейсов с конца декабря на март.
Помимо Москвы, с января из нового аэропорта Стамбула также будут доступны полеты во Франкфурт, Лондон (Gatwick), Мюнхен, Париж, Тбилиси, Ашхабад, Кувейт. Ранее оттуда были открыты внутренние рейсы в Анкару, Анталью, Измир, Газиантеп, Трабзон и Адану, а также в Турецкую республику Северного Кипра (Эркан) и Азербайджан (Баку). Все линии обслуживаются максимум по 1 разу в день в дополнение к обычным полетам из Ataturk, цены на новых рейсах ниже обычных.
Таким образом, в Стамбуле, похоже, избрали наконец разумный вариант постепенного перевода рейсов и плавного вывода аэропорта на полную мощность. Ранее причиной для уже двух задержек с полным переводом рейсов стала неготовность отдельных служб нового аэропорта к обслуживанию сразу всего объема рейсов аэропорта Ataturk. Кроме того, в аэропорту не до конца готовы торговые и ресторанные площади и продолжается масса других работ. Значительная часть терминала все еще не доступна пассажирам, там продолжаются отделочные и прочие работы, не функционирует большинство лифтов и эскалаторов.
Транспорт. Парковки аэропорта будут рассчитаны на 18 тысяч крытых и 22 тысячи открытых мест. Однако сейчас в нем еще нет платной парковки, а территория у терминала довольно хаотично заставлена транспортом строительных рабочих и прочих сотрудников — впрочем, работе такси и автобусов это не мешает. Кроме того, есть некоторые сложности с информацией об общественном транспорте.
В аэропорт ходят три обычных городских автобуса — Н2 (от транспортного узла Mecidiyeköy вблизи делового центра города в Шишли), H3 (от Halkalı), H4 (от терминала внутренних линий действующего основного аэропорта Ataturk). Ориентировочное расписание доступно тут, цена проезда — 5,4 турецких лиры ($1). Все эти маршруты — экспрессы с 1-3 остановками и тратят на поездку от 40 минут до часа в зависимости от трафика. На первом этаже аэропорта доступны автоматы по продаже и пополнению транспортных карт Istanbulcart. Следует иметь в виду, что персонал на стойках информации в аэропорту, как правило, ничего не знает о расписании и маршрутах городских автобусов.
Кроме того, есть пять маршрутов аэропортовых шаттлов компании Havaist. Их график меняется в различные дни в зависимости от рейсов, причем публикуется только расписание из города. Старый график (до увеличения числа рейсов из нового аэропорта) доступен тут, новый пока не опубликован. По крайней мере до конца года (но теперь вероятно и до марта) на них действует скидка в 50% от стандартных тарифов — то есть доехать до аэропорта пока можно в среднем за 10 турецких лир (примерно полтора евро).
Эти первые 5 маршрутов следуют от центрального автовокзала (Otogar), от районов Taksim и Beşiktaş, от районов Yenikapı, Bakırköy, Yenibosna, от станции метро Kozyatağı и из района Bahçeşehir и выставочного центра TUYAP. Время в пути обещано от 100 до 115 минут, в реальности, вероятно, в большинстве случаев гораздо меньше.
После полноценного запуска аэропорта маршрутов этих специальных экспрессов станет 18, однако и тогда на дорогу придется закладывать минимум час из европейской части Стамбула и полтора из азиатской. Интервалы движения автобусов-экспрессов составят на различных маршрутах от 10 до 50 минут, а цена будет варьироваться от 12 до 30 лир (1,8 — 4,5 евро). В частности, из старого города цена составит 18 лир (2,6 евро), а интервал предполагается в 11 минут. Автобусы должны быть оборудованы индивидуальными видеоэкранами, беспроводным интернетом и портами для зарядки мобильной электроники.
Линия метро из центрального района Gayrettepe, которая позволит доезжать до аэропорта за полчаса, будет запущена, по последним данным, лишь в 2020 году. Поездка на такси из того же района по незагруженной трассе занимает около 40 минут, однако из других центральных районов срок может быть больше. Кроме того, после перевода всех рейсов нагрузка на автодороги сильно возрастет и время в пути может увеличиться. Впрочем, сейчас продолжается строительство нескольких новых автотрасс в сторону аэропорта. Стоит иметь в виду, что автотрассы эти платные, и их сборы будут увеличивать цену поездки на такси.
После поездки в аэропорт пассажирам придется преодолеть немалую дистанцию и внутри гигантского здания. От входа в терминал даже до ближайшего выхода на посадку — полкилометра по прямой, а до наиболее удаленного — почти полтора. Для пассажиров, совершающих пересадку, дистанция и вовсе может превысить два километра — если гейты прилета и вылета окажутся в противоположных концах терминала. Часть этого пути можно будет преодолеть на траволаторах.
Тем временем аэропортовая гостиница Yotel, которая будет работать прямо внутри терминала, начала прием бронирований. Остановиться в ней можно будет также с марта. Отель находится в левой части терминала и располагает 451 сверхкомпактными номерами, сотня из которых будут уже за линией паспортного контроля и предназначены в основном для транзитных пассажиров.
Пока в аэропорту работает лишь небольшое число магазинов и кафе. В частности, в публичной зоне имеются только две небольших кофейни — по одной на каждом этаже. Вероятно, что с увеличением в январе числа рейсов будут открыты дополнительные точки.
Подробный фоторепортаж из нового аэропорта доступен на странице Travel.ru в Facebook.
Устройство терминала. Напомним, что аэропорт задуман как крупнейший в мире, с возможностью обслуживания через несколько лет до 200 миллионов пассажиров в год (нынешние мировые рекордсмены среди аэропортов имеют вдвое меньшие показатели). На данный момент готов первый терминал (всего задумано два плюс отдельно стоящий конкорс).
В терминале, который сверху выглядит как гигантская буква Ж, имеется пять огромных посадочных пирсов — А, В, D, F, G (плюс несколько телетрапов в самом основном корпусе — секторы С и Е). Внутренним линиям отведен ближний справа пирс (выходы G), а также выходы F1 и F3 на дальнем правом пирсе. В сумме это дает около двух десятков телетрапов плюс 13 автобусных выходов на посадку.
К сожалению, навигация в части выходов на посадку (гейтов) на редкость путаная. Вместо логичной цифровой нумерации аэропорт предпочел очень сложносочиненную буквенную. К примеру, все 13 автобусных гейтов внутренних линий сосредоточены в индексах G1 и G3: каждый из них имеет дополнительное буквенное обозначение — например G1A, G1B, G1C, G3F, и так далее. Телетрапные выходы тоже двойные, поскольку в большинстве телетрапных мостов по два выхода — например, вместе расположены G6A и G6B. В результате почти каждый гейт имеет сложное для восприятия и запоминания обозначение и возможна путаница с другими выходами с похожим сочетанием букв и цифр — например, А10В и В10А, и так далее. Словом, пассажирам придется разгадывать квесты.
Выходы секторов A, B, C, D, E и F — международные (кроме F1 и F3). 16 из них автобусные (они занимают часть сектора А), еще более сотни — телетрапные. Всего в аэропорту запланировано почти четыре сотни самолетных стоянок, 257 из которых — удаленные.
Дизайн терминала базируется на местной архитектуре — потолок состоит из 313 куполов, которые должны напоминать о мечетях и дворцах. Обещано, что 800-метровая галерея магазинов Duty Free будет напоминать улицу Стамбула.
В аэропорту предполагается более 500 стоек регистрации на 13 «островах». Восемь из них (D, E, F, G, H, J, K, L) займет Turkish Airlines. Установлены 228 кабин паспортного контроля, более 20 тысяч кресел для ожидающих пассажиров. Обещаны также стойки самостоятельной сдачи багажа, автоматические турникеты на выходах на посадку и прочие инновации. Как и в прочих турецких аэропортах, каждого улетающего из Стамбула пассажира ждут два контроля безопасности: один при входе в терминал, другой — при входе в чистую зону.
Turkish Airlines рассчитывает открыть в новом аэропорту 5 бизнес-залов: один для пассажиров внутренних рейсов (площадью 3500 квадратных метров), один для прилетевших международными рейсами пассажиров бизнес-класса (1000 квадратных метров). Еще три будут функционировать в зоне вылета международных рейсов вблизи торговой галереи. При этом они будут разделены по различным категориям элитных пассажиров: для клиентов с билетами бизнес-класса и участников элитных уровней программ лояльности залы будут разными (по 4600 квадратных метров каждый). Отдельные залы будут у трех глобальных альянсов авиакомпаний Star Alliance, Skyteam и oneworld, плюс собственные залы некоторых других авиакомпаний и аэропортовые залы для пассажиров иных перевозчиков. Кроме того, как в аэропорту Ataturk, для пассажиров бизнес-класса Turkish Airlines будет предусмотрен отдельный вход №5 (но пока в терминале работают только два входа на уровне вылета — 1 и 2, входы уровня прилета не функционируют вообще).
Как и в большинстве других крупных аэропортов мира, новый аэропорт Стамбула будет «тихим»: объявлений о регистрации или начале посадки не будет, за исключением внезапных изменений и других нестандартных случаев. Для пассажиров, прилетающих из стран Евросоюза и некоторых других стран, не будет контроля безопасности при пересадке на другой рейс — они будут выходить из самолета сразу в чистую зону вылета.
По крайней мере до марта Turkish Airlines будет единственной летающей из нового аэропорта авиакомпанией. График перевода всех прочих рейсов всех авиакомпаний теперь малопонятен. После полного перевода рейсов новому аэропорту перейдет код аэропорта Ataturk — IST (а тому, в свою очередь, достанется ISL).
Аэродром. В части перронов и взлетно-посадочных полос гигантский новый аэропорт будет запускаться поэтапно. Первоначально в работе будут две взлетно-посадочных полосы (но у каждой из них будет рядом полоса-дублер, используемая обычно как рулежная дорожка, но готовая заменить основную полосу в случае каких-либо проблем), в перспективе их число возрастет до шести (плюс минимум два дублера).
Итог проекта. Новый аэропорт позволит значительно увеличить число рейсов в Стамбул, в том числе из России. Он также радикально улучшит условия для пассажиров по сравнению с давно переполненным действующим аэропортом Ataturk. Кроме того, резко снизится число рейсов, обслуживаемых на удаленных стоянках без телетрапов — ожидается, что их будет не более 20%. Turkish Airlines рассчитывает с помощью нового аэропорта резко увеличить число рейсов и направлений и существенно потеснить конкурирующие азиатские авиакомпании. За пять лет она предполагает поднять свой пассажиропоток в полтора с лишним раза — до 120 миллионов пассажиров в год.
Однако и другие перевозчики смогут после перехода выполнять больше рейсов в Стамбул. При этом Старый аэропорт Ataturk полностью закрыт не будет, хоть и лишится вскоре всех регулярных пассажирских рейсов. Во-первых, еще по крайней мере год там сохранятся грузовые рейсы (затем они будут также переведены в новый аэропорт). Во-вторых, там останется авиация общего назначения и деловая авиация. Наконец, там же планируется проводить авиасалоны. По крайней мере часть терминалов предполагается переоборудовать под авиационный университет, еще часть территории может стать парком.
Автор: Юрий Плохотниченко